Что такое баббит, цена за 1 кг лома в пунктах приема
Содержание:
- Разновидности и состав
- Свойства баббита
- Состав — баббит
- Стоимость баббита
- Купим баббит Б16, баббит Б83
- Высокая себестоимость работ
- Свинцово-кальциевые
- Сфера и область применения баббита. Где применяется баббит.
- Оборудование
- Заливка подшипников баббитом
- Основные характеристики и состав
- Стандарты
- Состав и свойства
- Форма поставки оловянных баббитов:
- История появления баббита
- Основные марки соединения
Разновидности и состав
Баббиты — это общее название таких антифрикционных материалов. По составу они могут быть разными, выделяют оловянный, свинцовый и кальциевый баббиты. Характеризуются они допустимым рабочим давлением, рабочей температурой, рабочим механическим напряжением. На свойства баббитов существенно влияют твердые включения, основой для которых выступают мягкие металлы — олово и свинец.
Каждая добавка играет свою роль:
- никель — повышает износостойкость;
- медь — увеличивает твердость и ударную вязкость;
- сурьма — делает сплав более прочным;
- кадмий — противостоит коррозии.
Оловянных баббитов также существует несколько марок, среди которых — Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2. Используют их для подшипников, которые подвергаются интенсивной нагрузке. В качестве твердых добавок в оловянные сплавы входят сурьма, кадмий, медь или никель. Из-за высокой износостойкости эти баббиты самые дорогие.
К свинцовым сплавам относятся Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15. Они мягче, чем оловянные, обычно состоят из свинца и сурьмы в соотношении 87% к 13%, и обладают сравнительно низкой эластичностью, поэтому применяются для малонагруженных подшипников, используемых при высоких температурах, например, в дизельных моторах и прокатных станах.
Кальциевый сплав также имеет в своей основе свинец, его особенность — добавки кальция и натрия. Сплавы с кальцием используются для железнодорожных подшипников, которые сравнительно часто проверяют и меняют, так как кальциевая разновидность не обладает высокой износостойкостью.
Существует много марок этого материала, различающихся составом, но основных и наиболее часто применяемых около десяти. Состав и свойства распространенных марок влияют на то, как применяют эти сплавы.
- Б-88 — 88% олова, сурьмы, кадмия. Это один из дорогих видов сплава, используется он в коренных подшипниках, которые должны выдерживать большие нагрузки и высокие скорости.
- Б-83 — 83% олова, 11% сурьмы, 6% меди, применяется для средненагруженных подшипников, допустимое давление — 10-15 МПа, используется в механизмах, работающих на больших скоростях (более 1000 оборотов в минуту).
- Б-16 — 15-17% олова, 15-17% сурьмы, 1,5-2% меди, остальное — свинец, применяется в подшипниках паровозов, электровозов, путевых машин, допустимое давление — до 10 МПа, применяется для заливки нерабочей верхней части подшипника, когда нижняя часть залита баббитом Б-83.
- СОС6 — 5,5-6,5% цинка, 5,5-6,5% сурьмы, остальное — свинец, используется при больших нагрузках (больше 20 МПа), при температуре более 300 С, в подшипниках дизельных двигателей.
- БМ — только для шатунных подшипников, которые устанавливают, например, на трактора. Такие детали меняют через каждые 1000 км, но масса баббита в них небольшая, поэтому деталь стоит сравнительно недорого.
- БН — для деталей, используемых на средних скоростях, например, в судовых водопроводах, компрессорах.
Свойства баббита
По химическому составу баббит делят на три группы в зависимости от процентного соотношения компонентов:
Первые две группы с преобладанием олова используются для производства антифрикционного материала с повышенной вязкостью и малым коэффициентом трения. Баббит с применением олова по сравнению со свинцовым характеризируется высокой износостойкостью, стойкость к коррозии и теплопроводностью.
Третья группа на основе свинца применяется для производства подшипников прокатных станов и дизельных двигателей. Обладает большей рабочей температурой чем баббит на основе олова.
Для придание необходимых свойств в качестве присадок легирующего типа могут использоваться: медь, мышьяк, сурьма, никель, теллур, натрий, кадмий, кальций и магний. Температура плавления баббита составляет диапазон от 300 до 440 градусов Цельсия.
Баббит может производится с добавлением кальции для использования в подшипниках железнодорожного транспорта.
Самый главным недостатком всех групп баббитов является малое сопротивление усталости, из-за чего изделия из этого материала часто ухудшают свою работоспособность. Пытаясь компенсировать этот недостаток, производители используют его только при создании подшипников из бронзового или чугунно-стального корпуса.
От толщины слоя баббита зависит продолжительность работоспособности изделия, чем меньше слой – тем больше прослужит такое изделие.
Состав — баббит
Состав баббитов и бронз регламентируется ГОСТ 1320 — 55 для оловянистых баббитов, ГОСТ 1209 — 53 для баббитов кальциевых, ГОСТ 613 — 50 для бронз оловянных и ГОСТ 493 — 54 для бронз безоловянных.
Сортамент плакированных легких металлов. |
Состав баббитов и бронз регламентируется ГОСТ 1320 — 41 для оловянистых баббитов, ГОСТ 1209 — 41 для кальциевых баббитов, ГОСТ 613 — 41 для бронз оловянистых и ГОСТ 493 — 41 для бронз безоловянистых.
Но состав баббита по толщине может меняться в зависимости от условий заливки: в расплавленном свинцовистом баббите наиболее тяжелый компонент — свинец осаждается на дно, а на поверхности остается сурьма, олово, медь и др. составляющие. А при центробежной заливке при 800 об / мин наблюдалась химическая ликвация, в результате которой почти нет твердых структурных составляющих у телй вкладыша; при толщине заливки 5 мм такой слой составляет 0 7 мм.
В состав баббитов входят олово, сурьма, свинец, медь и другие элементы, обладающие хорошими антифрикционными свойствами. В промышленности применяют баббиты на свинцовистой основе и других материалах, заменяющих дорогостоящее олово.
Марки и состав баббитов, используемых для заливки вкладышей, приведены втабл. Оловянный баббит Б83 применяют главным образом для заливки вкладышей шатунных подшипников; свинцовые баббиты идут на заливку коренных подшипников.
Известно много составов баббитов. В СССР стандартизовано восемь марок баббитов ( табл. 7), из них в ГОСТ 1320 — 55 включено шесть марок баббитов, В том числе Б83 и Б89 на оловянной основе ( 83 и 89 % олова) и четыре марки малооловянных свинцово-сурьмяных баббитов. В последней группе баббитов в качестве дополнительных легирующих элементов используются медь, мышьяк, кадмий, никель, теллур и магний. Добавка меди увеличивает твердость и ударную вязкость и, главное, препятствует ликвации свинцово-сурьмяных сплавов. Мышьяк улучшает жидкотекучесть и повышает теплопрочность баббитов. Никель повышает вязкость, твердость и износоустойчивость сплавов. Теллур и кадмий увеличивают прочность и коррозионную стойкость свинцовых баббитов. Висмут является вредной примесью, так как образует легкоплавкую эвтектику.
Приведенные в табл. 142 составы баббитов можно разделить на три группы. К первой относятся оловянносурьмяные ( Б83 и Б89), ко второй — свинцовооловянносурьмяные ( Б6, БТ, БН, Б16), к третьей — свинцовые баббиты, не содержащие олова.
Приведенные в табл. 122 составы баббитов можно разделить на 3 группы. К первой относятся оловянносурьмяные ( Б83 и Б89), ко второй свинцовооловян-носурьмяные ( Б6, БТ, БН, Б16), в третьей — свинцовые баббиты, не содержащие олова.
Диаграмма состояния свинец — сурьма. |
Приведенные в табл. 127 составы баббитов можно разделить на 3 группы. К первой относятся оловянносурьмяные ( Б83 и Б89), ко второй — свинцовооловянносурьмя-ные ( Б6, ВТ, БН, Б16), к третьей — свинцовые баббиты, не содержащие олова.
Приведенные в табл. 142 составы баббитов можно разделить на три группы. К первой относятся оловянносурьмяные ( Б83 и Б89), ко второй — свинцовооловянносурьмяные ( Б6, БТ, БН, Б: 16), к третьей-свинцовые баббиты, не содержащие олова.
Технология выплавки зависит от состава баббитов и характера шихты.
В ряде случаев достаточная точность определений состава баббитов достигается при использовании стилометра.
Кй — коэффициент, зависящий от состава баббита.
Стоимость баббита
Рассмотрим стоимость данного сплава на территории РФ. Цена напрямую зависит от свойств баббита, от его марки. Так, средняя цена свинцового баббита Б16 — около 350 тыс. рублей/тонна. Стоимость сплава марки Б83 — около 1,3 млн рублей/тонна.
Если рассматривать рынок вторсырья, то 1 кг баббитового металлолома можно сдать за максимальную цену 500-600 руб./кг. В основном подобные сплавы выкупают для их последующей утилизации, ведь более ненужные подшипники могут нанести непоправимый вред экологии, так как кадмий, свинец, сурьма — это в прямом смысле слова яды для окружающей нас природы.
Смотреть галерею
Баббитовые сплавы — далеко не современное изобретение. Однако они и в наши дни все так же актуальны в механике, а именно — в производстве подшипников. Наблюдается это из-за того, что именно баббиты долговечны, износоустойчивы, быстро и плотно притираются к детали, обеспечивают бесшумность при трении и, благодаря своей низкой теплопроводности, исключают перегрев двигателя. Кроме того, производители предлагают десятки различных марок баббитов, каждая из которых соответствует определенной разновидности как подшипника, так и целого двигателя машины.
Купим баббит Б16, баббит Б83
Баббит — антифрикционный сплав на основе олова или свинца, предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника. Сплав был изобретен еще в 1841 году в Англии Чарльзом Баббитом и назван в его честь. Баббиты имеют низкий коэффициент трения, хорошую износостойкость, достаточную пластичность и способность держать смазочные материалы. Несмотря на давнюю историю своего появления, этот сплав очень популярен и в настоящее время, в особенности при производстве подшипников. Благодаря довольно низкой температуре плавления, баббитовое покрытие способствует хорошему притиранию трущихся поверхностей.
Баббиты по своему составу подразделяются на оловянные, свинцовые и кальциевые. Однако наибольший интерес представляют именно оловянные баббиты в виду их превосходных антифрикционных свойств и хорошой работы в условиях интенсивных нагрузок. Приблизительно в два раза дольше изнашиваются оловянные баббиты по сравнению со свинцовыми.
Наиболее распространённые варианты сплава баббита:
-90 % олова, 10 % меди; -89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди; -80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова;
Баббиты маркируются в зависимости от состава — баббит Б16, баббит Б83 и т.д.
Сплав баббит достаточно часто встречается в пунктах приема цветного лома. Наличие в нем дорогого олова обуславливает тот факт, что у баббита цена за кг довольно высокая. Именно поэтому многие готовы сдать его и получить за это неплохие деньги. При этом лишь некоторые фирмы могут похвастаться грамотной организацией процесса приема и честной оценкой сдаваемого лома. Наша фирма с помощью спектрального анализатора Niton может очень точно определить состав сплава баббита и произвести профессиональную оценку его стоимости.
занимается приемом баббита Б16, баббита Б83 по конкурентной цене за кг.
Марки баббитов
Баббит Б 16 — сплав, состоящий из следующих элементов: Sn (15-17 %); Sb (15-17 %); Cu (1,5-2,0 %); Pb (остальное) — для моторно-осевых подшипников электровозов, путевых машин, деталей паровозов и другого оборудования тяжелого машиностроения. Относится к свинцовооловянистым баббитам. Введение меди в сплав повышает твердость и вязкость. Легирование баббитов никелем, кадмием, мышьяком повышает прочность основы и позволяет снизить содержание олова. Мышьяк же добавляют для улучшения жидкотекучести и измельчения зерна.
Баббит 16 дешевле , но и антифрикционные, механические свойства у него низкие. Такие баббиты в условиях механических нагрузок хрупки и склонны к образованию трещин, поэтому и применяют их в ненагруженных условиях работы. Наша компания может предложить вам наиболее выгодные цены на лом баббита Б 16, Б 83, самоплава баббита
Баббит 16 популярен в подшипниках электровозов, тепловозов, пароходов. Также баббит Б-16 активно применяют для подшипников дизелей малого оборота, дробилок, прокатных станов, шаровых и трубных мельниц, производства паровых турбин, гидротурбин, компрессоров, подъемников, электродвигателей, генераторов.
Подшипники из баббита нашли широкое применение и используются повсеместно. Сдавая старые подшипники, содержащие лом баббитов мы снижаем вредную нагрузку на окружающую среду. Кроме того, на этом можно хорошо заработать — фирмы ведущие прием баббитов предлагают хорошую цену. ООО «ВеКо» всегда готова купить баббит любыми партиями и может похвастаться прозрачными и конкурентными ценами на лом.
Покупаем баббит! Цена высокая!
Баббит Б83 — один из наиболее популярных сплавов, состоящий из следующих элементов: Sn (83 %); Sb (11 %); Cu (6 %). Баббит этой марки применяют на производстве трущихся деталей и подшипников, которые эксплуатируются на средних нагрузках и высоких скоростях. Преимущественно в данную категорию входят подшипники стационарных и судовых паровых двигателей, подшипники турбокомпрессоров, дизелей низкого оборота, турбин, компрессоров и других изделий. При всех своих достоинствах баббит 83 имеет один большой недостаток — в нем велико содержание дефецитного олова, зато стойкость к износу намного выше остальных марок.
В производстве, как правило, можно встретить баббит в чушках, проволоку баббита и порошок баббита.
Прием бабита ведется фирмами специализирующимися на покупке металлолома. Мы всегда готовы купить баббит, вы же можете прилично заработать на этом. ООО «ВеКо» ведет прием лома бабита по высоким ценам. Мы также предоставляем услугу самовывоза металлолома, которая позволит не думать о лишних заботах и сдать лом баббита без лишних хлопот.
Высокая себестоимость работ
Технологическая отсталость данного метода ремонта (учебник по технологии ремонта издан еще в 1939 году — М. Х. Дриц и Д. А. Песков, Заливка подшипников баббитом: Книга утв. ЦУУЗ НКПС в качестве учеб. пособия по тех. минимуму для работников по заливке подшипников баббитом, Москва, Трансжелдориздат., 1939 г.), при видимой дешевизне сырья, приводит к большим неоправданным расходам при производстве и эксплуатации готовых изделий. Основные факторы указаны в таблице 1.
Причины | Факторы, увеличивающие себестоимость работ |
Низкое качество сырья | Изготовление сырья из переплавленного лома с выгоревшими легирующими элементами. Высокая стоимость контроля соответствия химического состава сырья ГОСТу. Большие потери материала и отходы производства. |
Низкое качество готовой
продукции |
Технологические ограничения по контролю качества. Образование раковин, внутренних дефектов и других пороков. Выгорание легирующих элементов. Неудовлетворительная структура баббита вследствие ликвации. |
Крайняя вредность производства для человека | Работа с токсичными и вредными веществами:
|
Ручное производство | Отсутствие средств автоматизации. Высокие затраты на вспомогательные работы. Необходимость специально-обученного персонала. Отсутствие кадрового резерва. |
Особые требования к производству | Необходимость оборудования специальной базы или участка производства со средствами индивидуальной и производственной защиты. Необходимость специальных машин и специальных литьевых форм повышенной прочности и герметичности. |
Свинцово-кальциевые
Данная разновидность баббит чушек содержит в структуре сплава, кроме свинца, натрий и кальций, оказывающие влияние на технические параметры сплава и область его использования. Кальцит свинца, имеющийся в составе, способствует увеличению антифрикционных показателей. Натрий оказывает влияние на механические характеристики металла и повышает его твердость. Добавление в состав алюминия позитивно влияет на антифрикционные свойства и на прочность.
Для подшипников наиболее часто используется свинцово-кальциевый БКА. Выполнение термообработки при температуре 60°С, ускоряющей процесс естественного старения металла, способствует улучшению механических качеств. Рекомендуется температура эксплуатации – не выше 60 0С, т.к. при повышении температуры происходит значительное снижение твердости.
Чушки БКА и других свинцово-кальциевых составов имеют более низкую стоимость по сравнению с оловянными и свинцовыми. Но при этом у них ниже показатель прочности и коррозионной стойкости, они быстро подвергаются процессу окисления на воздухе. Подшипники из данного сплава БКА применяются, в основном, в ж/д производстве, они не испытывают критических нагрузок и достаточно часто планово заменяются.
Сфера и область применения баббита. Где применяется баббит.
Среди широко применяемых материалов зачастую есть такие, о которых рядовой потребитель мог и не слышать. Одним из таких материалов является баббит – сплав металлов на свинцовой или оловянной основе с незначительным количеством легирующих веществ
Как в промышленности, так и в повседневной жизни он занимает важное место, что обуславливает его уникальные сферы и области применения, о которых речь пойдет далее
Характеристика баббита
Баббит — металлический сплав, в основе которого лежит олово или свинец в различных пропорциях. Баббит является антифрикционным материалом. Это значит, что он обладает невероятно низким коэффициентом трения, а потому повсеместно используется в целях стабилизации при воздействии высоких нагрузок.
В качестве легирующих веществ используются такие металлы как медь, сурьма, кадмий, натрий, мышьяк и некоторые другие. Имеет невысокую температуру плавления – от 280 ̊С до 400 ̊С в зависимости от составляющих сплава. Чтобы понять, какими техническими характеристиками обладает баббит, нужно рассмотреть виды и марки баббита.
Виды и марки баббита
Весь используемый баббит делится на виды и марки. Основными видами являются свинцовый, оловянный и кальциевый баббит. Названия соответствуют металлу, которого в сплаве преимущественное количество. Свинцовый баббит хоть и не эластичен, но хорошо переносит высокие температуры, от чего повсеместно используется в качестве составляющих двигателя. Оловянный баббит характеризуется большей устойчивостью к внешнему воздействию и коррозии, он также более пластичен. Однако это обуславливает и его сравнительно высокую стоимость. Кальциевый баббит является самым доступным видом из-за небольшой стоимости, но стоит учитывать, что он подвержен коррозии и окислению, поэтому быстро изнашивается.
Баббит также делится на марки для удобства в использовании в промышленной деятельности. Самыми распространенными являются Б16 (основа – свинец), Б83 (основа – олово) и СОС6 (кальциевый). Цифры указывают на процентную долю основного в сплаве металла.
Сферы и области применения
Так как баббит обладает уникальными техническими характеристиками, он активно используется в промышленности. Сферы его применения ограничиваются всего несколькими областями, в которых он просто незаменим. Рассмотрим сферы и области применения баббита более подробно:
— производство подшипников. Из баббита формируется тонкий слой в основе подшипника. Если подшипник подвержен высоким температурам, используют оловянный баббит, если же в приоритете долговечность – свинцовый
Важно знать, что чем тоньше слой данного сплава, тем больше будет срок эксплуатации подшипника
— тяжелое машиностроение. Практически во всех машинах металлургии и горнодобывающей промышленности он используется в поршнях, подшипниках и других подвижных конструкциях. Кальциевый баббит повсеместно используется в легкозаменяемых деталях из-за его невысокой стоимости.
— автомобилестроение. Баббит является незаменимой составляющей дизельных двигателей автомобилей и сельскохозяйственной техники (используется свинцовый баббит из-за его относительной устойчивости к высоким температурам). Также он используется в движимых составах пассажирских и грузовых вагонов.
Баббит – это материал с уникальными свойствами
На протяжении своей полуторавековой истории он и по сей день не утратил актуальности и важности в механике. Данный материал имеет как достоинства, так и недостатки, однако правильное его использование обеспечит долгую и стабильную работу механической конструкции
Оборудование
Какое оборудование используется для заливки подшипников баббитом? Для этого производят специальные комплекты оборудования, например, КО-2, на котором подшипники изготавливаются методом центробежного литья.
Этот комплект выпускают в нескольких модификациях:
- МПС — для заливки подшипников скольжения 8ТН.263.028 и 8ТН.263.029;
- D360 x L310 — для заливки подшипников скольжения с наружным диаметром до 360 мм, внутренним диаметром от 40 мм и длиной до 310 мм;
- D950 x L500 — для заливки подшипников скольжения с внешним диаметром до 950 мм, внутренним диаметром от 60 мм и длиной 500 мм.
Использование специального оборудования позволяет заливать баббит более аккуратно, без перерасхода и дефектов.
Читать также: Инструмент для вырезания круглых отверстий в дереве
Для выплавки баббита из вкладышей старых подшипников также выпускаются специальные печи, например, камерные типа ПКН разного размера и мощности:
- ПКН-0,6-2000 мощностью 100 кВт,
- ПКН-0,6-180 мощностью 26 кВт.
Печи сделаны из огнеупорных материалов, а в качестве нагревателей используются спирали из проволоки суперфехраль. Они оборудованы поддоном для установки вкладышей подшипников и лотком для слива расплавленного баббита.
Для заливки сплава во вкладыши подшипников применяются и другие типы печей, например, ППН с нижним клапаном разлива. В такие печи помещают тигели с баббитом. Они также нагреваются электрическими нагревателями. Такие печи имеют канал для аварийного слива, управляются с пульта, на котором задаются режимы работы. Печи типа ППН позволяют дозировано разливать баббит во вкладыши подшипников.
Заливка подшипников баббитом
Возможность перезалить баббит во вкладыши подшипников — альтернатива замене всего подшипника. Таким образом можно значительно сэкономить. Для заливки или перезаливки вкладышей подшипников баббитом необходимы:
- баббит в кусках 1-2 кг;
- древесный уголь;
- соляная кислота;
- палочки из олова и баббита для лужения;
- паста для промазывания неплотно прилегающих мест формы,
- тигель для плавки металла такого объема, чтобы в нем можно было расплавить баббит для заливки вкладыша за один прием, тигель должен иметь сужающуюся кверху форму, а носик должен выходить из его нижней части;
- форма для заливки подшипника;
- печь или горн (выпускаются специальные электропечи);
- вода температурой 80-90 градусов.
Если необходимо перезалить подшипники, то сначала выплавляют старый баббит. Это делают в специальных печах, а также с помощью паяльной лампы или погружением в расплавленный баббит. Старый сплав необходимо тщательно очистить и обезжирить.
Поверхность подшипника также не должна иметь никаких загрязнений. Ее также обезжиривают и протравливают для лучшего сцепления антифрикционного материала с поверхностью. Для обезжиривания используют раствор каустической соды, после это операции деталь тщательно промывают. Для травления применяют соляную кислоту. В результате на поверхности появляются мелкие бороздки.
После очистки поверхность подшипника лудят, баббит нагревают до необходимой температуры и заливают в форму подшипника. После его застывания залитый подшипник очищают и подгоняют.
Основные характеристики и состав
Оценка свойств перечисленных марок производится на основе следующих характеристик:
- Полный состав химических элементов сплава.
- Физические характеристики сплава.
- Литейно — технологические характеристики.
- Механические свойства.
- Предельно допустимые режимы работы.
- Область применения сплава.
По химическому составу они отличаются тем, какой металл был выбран за основу. Так например, оловянный баббит Б83 включает до 85% олова (Sn), до 12% сурьмы (Sb), около 6% меди (Cu). Свинцовый баббит Б16 имеет в своём составе 87% свинца (Pb) и почти 13% сурьмы. Основным металлом в кальциевых баббитах используется свинец: до 96% с добавлением кальция (Ca), около 1%.
Среди физических характеристик наибольший интерес представляют: удельный вес, плотность, сопротивление электрическому току. У всех полученных сплавов эти показатели очень близкие.
Баббит марки Б83
Из литейно-технологических характеристик важную роль играют: температура плавления и температура, при которой необходимо производить заливку сплава в подшипник. Она зависит от дополнительных химических присадок. Например, температура плавления оловянного баббита марки Б83 составляет 370°С, а температура при заливке должна составлять 440°С. Для сплава марки Б16 (свинцовые баббиты) температура плавления составляет 410°С, температура при заливке должна превышать 480°С. Эти примеры наглядно показывают, что при заливке подобных сплавов в подшипник, температура расплава должна быть всегда выше температуры плавления.
Сегодня в промышленных масштабах баббиты производятся либо из руды соответствующих металлов, либо из вторичного сырья, поступающего на переработку. Исходя из технологической целесообразности, баббиты выпускаются в виде слитков. Вес каждого слитка составляет 22 кг. Для борьбы с незаконным производством и организации системы учёта на каждом слитке делают оттиск в виде товарного знака производителя. На нём указывают порядковый номер произведенной плавки по заводскому учёту. Затем эти слитки используют для заливки в подшипники.
Слитки баббита
К механическим свойствам относят: допустимые размеры изделий, предел прочности заливки при кратковременной нагрузке, относительное удлинение, ударную вязкость и твёрдость.
Область применения определённого вида баббита определяется следующими характеристиками: вид нагрузки, удельное давление, круговая скорость, напряжённость работы и предельная рабочая температура.
Стандарты
Марки баббита Б88, Б83, Б83С, Б16, БН и БС6 изготавливаются по единому ГОСТу 1320-74. В этом стандарте указан химический состав, допустимое количество примесей, размеры и форма чушек, требования к безопасности. Согласно ГОСТу, по требованию заказчика некоторые компоненты могут быть заменены, также может быть изменена форма слитков.
В состав этих сплавов входят металлы, вредные для человека — это свинец, сурьма. Свинец относится к 1 классу опасности, сурьма — ко 2 классу. Свинец действует на нервную систему, кровь, сосуды, сурьма оказывает раздражающее действие. Поэтому работы с этими антифрикционными материалами (расплавление, заливку подшипников) необходимо проводить, используя средства защиты: сухую спецодежду, респиратор «Лепесток», валяную или кожаную обувь, рукавицы. На эти средства также существуют свои ГОСТы. Хранят антифрикционный сплав в закрытых проветриваемых помещениях. Также в ГОСТе прописаны условия эксплуатации, для которых приспособлена та или иная марка баббита.
Кальциевые баббиты производятся по другому стандарту — ГОСТу 1209-90. Это сплавы под марками БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.
Лом этого материала должен отвечать ГОСТу 1639-2009. Под действие этого стандарта попадают кусковой лом баббита (только оловянных разновидностей), кусковой лом свинцовых разновидностей (к нему добавляют отходы типографских сплавов), стружка оловянных баббитов и смешанная стружка.
Состав и свойства
Баббит – подшипниковый сплав, основным компонентом которого являются свинец или олово. Относится к группе антифрикционных материалов. Механические свойства и химический состав регулируются государственным стандартом ГОСТ 1320-74.
Помимо основных элементов баббит включает в себя такие металлы как:
- Кадмий. Оказывает положительное воздействие на коррозионностойкие свойства сплава.
- Медь. Увеличивает вязкость антифрикционного сплава, что, соответственно, повышает прирабатываемость.
- Никель. Повышает механические свойства, в частности, прочность на растяжение, твердость и износостойкость.
- Сурьма. Способствует уменьшения схватывания со сталью.
- Теллур. Положительно влияет на пластичность сплава.
- Кальций, натрий и алюминий – группа элементов, вводимых в баббит, как заменители дефицитного олова.
- Мышьяк. Увеличивает значение прочности и твердости сплава.
Форма поставки оловянных баббитов:
- Баббиты должны быть изготовлены из первичных и вторичных металлов в виде чушек массой не более 22 кг.
- Форма чушек баббита Б83, Б83С, Б88 должна соответствовать указанной на чертеже. Размеры на чертеже указаны для изготовления изложниц. Допускаемые отклонения по размерам изложниц должны соответствовать 10-му классу точности по ГОСТ 26645. По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовление чушек баббитов других форм.
- Поверхность чушек баббита должна быть чистой, без шлаковых загрязнений. Допускаются цвета побежалости.
- В изломе чушек баббит должен быть однородным, без окислов, шлака и других инородных включений.
Условия применения оловянных баббитов:
Марка | Характеристика нагрузки | Удельное давление, p, кгс/см2 | Окружная скорость V, м/с | Напряженность работы P*V, (кгс/м)/(см2*с) | Рабочая температура, град. C |
---|---|---|---|---|---|
Б88 | Спокойная ударная | 200, 150 | 50 | 750 | 75 |
Б83 | Спокойная ударная | 150, 100 | 50 | 750, 500 | 70 |
Б83С | Спокойная ударная | 150, 500 | 50 | 750, 500 | 70 |
Физико-механические свойства оловянных баббитов:
Марка | Плотность, г/см 3 | Твердость по Бриннелю НВ 5/62, 5/60, НВ 2, 5/15, 6/60 при 20 град. С | Предел текучести при сжатии, кгс/мм2 | Предел прочности при сжатии, кгс/мм2 | Температура начала расплавления, град. С | Тепература плавления, град. С | Температура заливки, град. С |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Б88 | 7,35 | 27,0-30,0 | — | — | — | 320 | 380-420 |
Б83 | 7,35 | 27,0-30,0 | 8,0-8,5 | 11,0-12,0 | 240 | 370 | 440-460 |
Б83С | 7,4 | 27,0-30,0 | — | — | 230 | 400 | 440-460 |
Среди баббитов лучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные. Они применяются для подшипников ответственного назначения, когда от антифрикционного материала требуются минимальный коэффициент трения, высокая износостойкость и вязкость. По сравнению с баббитами на основе свинца износ оловянных баббитов в два раза меньше. Все оловянные баббиты содержат в своем составе сурьму и медь, а баббит Б88 дополнительно легирован кадмием и никелем. Структура оловянных баббитов состоит из мягкой основы (раствора сурьмы в олове) и равномерно распределенных в ней твердых частиц химического соединения SnSb. Таким образом, сурьма упрочняет мягкую основу баббитов и создает включения высокой твердости. Добавка меди дополнительно увеличивает твердость оловянных баббитов (за счет образования твердых включений Cu 3 Sn и препятствует ликвации по плотности. Незначительные добавки кадмия и никеля не образуют новых составляющих в структуре баббита Б88, но уменьшают размеры кристаллитов химического соединения. Недостаток оловянных баббитов — высокое содержание дорогого и дефицитного олова.
История появления баббита
Баббит чушка названа по имени изобретателя из Америки Исаака Баббита. Изготавливая ювелирные изделия, он проводил эксперименты, создавая разнообразные сплавы, которые позволяли мастеру снизить затраты на трудоемкие операции по обработке. В 1824 году им была открыта первая фабрика в США, где приступили к выпуску недорогого комбинированного сплава, заменяющего серебро. В состав сплава были включены медь, сурьма и олово.
Спустя 15 лет в 1839 году он изобрел популярный до сегодняшних дней антифрикционный материал баббит. Открытие было отмечено золотой медалью (1841 год) объединением механиков штата Массачусетс, а затем патент у изобретателя приобрел Конгресс США за 20 тыс. долларов. И.Баббит продолжил экспериментальные работы по исследованию различных материалов. Параллельно с этим, он был занят производством мыла.
В России к выпуску баббита в производственных масштабах приступили в 1847 году.
Основные марки соединения
Изготовление баббита производится, согласно техническим условиям, представленным ГОСТ 1320-74. Готовая продукция поставляется в чушках, использующихся для заливки узлов подшипников и прочих деталей. Исходя из химического состава соединения, различают следующие марки баббитов:
Б88 – наиболее ценная на пунктах приемки цветного металлолома марка сплава. Содержит около 88% олова. Наиболее высокая концентрация легирующих элементов у сурьмы с медью: 7.8 и 3.5% соответственно. Также присутствуют кадмий и никель;
Б83, Б83С – тоже весомый вариант вторичного металла. Концентрация олова на уровне 83%, из остальных присадок наибольшее содержание остается за сурьмой 12% и медью 6.5%. Второй вариант сплава содержит свиней, который отсутствует в первом наименовании, а также у марки Б88;
Подшипники скольжения и баббит Б-83
Б16 – отличается высокой концентрацией свинца 65 – 70%. Доля олова и сурьмы одинакова, колеблется от 15 до 17%, тогда как содержание меди 2%;
Баббит Б-16
БН – составляющая свинца превышает 70%, тогда как олово входит на уровне 10%. Среди присадок присутствуют, сурьма, медь, кадмий никель и мышьяк;
БС6 – наиболее свинцово-содержащая марка сплава (около 90%).
Документ не охватывает все современные вариации соединения, однако представленные марки остаются наиболее ходовыми в отечественном производстве.
Как видно все сорта сплава можно условно классифицировать на два вида: оловянные и свинцовые баббиты. Естественно, что область применения, как и источники лома баббита, будут зависеть от превалирующего элемента.
Оловянные марки соединения отличаются улучшенными характеристиками устойчивости к износу, коррозии, лучшей теплопроводностью. Сфера их применения включает спецификации, где необходим минимальный коэффициент трения, следовательно, повышенный уровень вязкости.
Сплавы на основе свинца характеризуются повышенно рабочей температурой, поэтому используются для улучшения антифрикционных характеристик подшипников дизельных двигателей и прокатных станов. Присутствует баббит также в железнодорожном транспорте. Подшипники подвижного состава содержат свинцово-кальциевую вариацию сплава.
Подшипник скольжения в разрезе с заливкой из баббита