Архитектурные стили замков средневековья

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша, Бельгия

Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Мраморный дворец, США

Мраморный дворец — одно из самых роскошных зданий XIX века в США. Он был построен по заказу мультимиллионера Уильяма Вандербильда для своей жены Альвы, а точнее был подарен ей на 39-й день рождения. Именно госпожа Вандербильд искала архитектора и участвовала в разработке проекта на всех стадиях. В качестве основы для фасада дома и его планировки был взят версальский дворец Малый Трианон. На строительство было потрачено $11 миллионов долларов из которых 7 миллионов ушло только на закупку 500 тысяч кубометров мрамора.

Всего Альва Виндербильд владела девятью особняками, но этот был самым шикарным. В 1932 году её сын Гарольд создал в доме музей и открыть его для всеобщего посещения в память о своих родителях. В 1963 особняк выкупило общество охраны памятников Ньюпорта и по сей день Мраморный дом является главным музеем города..

Официальное название: Marble House.

Место расположения: США, штат Род-Айленд, прибрежный город Ньюпорт.

Даты постройки: 1888-1892 годы.

Автор проекта: Ричард Моррис Хант

Стиль оформления интерьера большинства комнат – рококо, но далеко не только. Следуя европейским тенденциям XIX века смешения стилей, одна комната всё-таки была выполнена в неоготическом стиле.

Готическая комната в Мраморном Замке, США, 19 век

Готическая комната была задумана, как хранилище коллекции средневековых антикварных предметов, которые собирал глава семейства. К сожалению, коллекция не дошла до наших дней и была распродана потомками на аукционах.

Неоготический интерьер поражает зрителей своей мощью: крупные витражные окна и панно, потолок с массивной лепниной в стиле средневековых часовен, красные стены отделаны в нижней части деревянными панелями с резным орнаментом. Некоторые посетители говорят, что когда они первый раз вошли в эту комнату то испытали ощущения входа в средневековый собор.

Витраж в средневековом стиле

Особый интерес представляют большие оконные витражи, кставленные в традиционные готические рамы с орнаментом «масворк». Витражи были созданы в ранней средневековой стилистике, изображения специально не прорисованы, цветные стёклышки только изображают фигуры и силуэты людей. Дело в том, что в период зарождения витражного искусства мастера ещё не владели тонкостями проработки изображений.

Несмотря на то, что остальные комнаты оформлены не в готическом стиле, мы представим несколько фотографий дворцовых интерьеров для справки.

Готика, как мистический стиль

У слова «готика» есть ещё одна трактовка. В начале XIX века в литературе активно развился жанр ужасов, он, также, назывался готическим. Позднее, в XX веке, появилась целая субкультура «готов» основанная на мистицизме и ужасах загробного мира. Дизайнеры интерьера не отставали от популярных веяний и разработали синтетический стиль мрачных интерьеров, своеобразные «комнаты ужасов».

Чёрная ванная в большой комнате с оригинальным потолком

Мистическая готика может быть, как дорогой и роскошной, так и простой и минималистичной. Главное – это жутковатая тёмная атмосфера.

К средневековой католической готике такой стиль не имеет прямого отношения, хотя иногда в нём встречаются традиционные элементы, как правило, чёрного цвета. Мало кто решится создать такую обстановку в своём родном доме, хотя находятся и такие любители. Мы же не можем не коснуться этой темы в обзорной статье.

Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Вестминстерский дворец, общий вид

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
  4. Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле, 
  5. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  6. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  7. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

Примеры жилых готических интерьеров XIX века

В XIX веке готический стиль достиг наивысшей точки развития. В тот период в Европе было популярно направление историзма в искусстве, которое подразумевало интерес к старинным, средневековым стилям. Представители аристократии массово перестраивали свои фамильные замки, оформляя их комнаты в различных старинных стилях. Таким образом, почти в каждом крупном замке появилась хотя бы одна готическая комната. Эти интерьеры сейчас представляют огромную ценность и включены в перечень охраняемого культурного наследия в разных странах.

На нашем сайте в разделе «Исторические интерьеры» можно найти статьи посвящённые интерьерам в старинных зданиях. Если вас интересует эта тема, то перейдите по одной из ссылок, ниже.

  • Готические замки Европы – Вестминстер, Замок в Леднице (Чехия), Замок Ротшильдов.
  • 4 неоготических замка XIX века – Истнор (Англия), Дворец Борджиа (Испания), Мраморный замок (США), Бангалорский дворец (Индия).
  • Особняк Строуберри Хилл Хаус – первая крупная жилая постройка в готическом стиле, периода возрождения.
  • Замок Бельвуар – несколько помещений имеют готическую стилистику.
  • Интерьеры замка Нойшванштайн – резиденция короля Баварии в стиле историзм, несколько комнат выполнены в готическом стиле.

Галерея в замке Строуберри Хилл

Парадный зал в Особняке Строуберри Хиллс был создан в конце XVIII века, по проекту богатого английского аристократа Горация Уолпола. Значение этого здания и его интерьеров для готики огромно. Уолпол — один из первых задался целью возродить средневековый католический стиль и использовать его для отделки жилых особняков. Фактически, мы видим на фото первую попытку синтезировать элементы старинного стиля с современными (на тот период) способами оформления жилых домов.

Лепной готический декор Арбери Холл, Англия

Ещё один всемирно известный готический интерьер из Англии. Гостиная в здании Арбери Холл, создана, также, в конце 18 века. В этом проекте, лепнина – главный материал отделки стен и потолка, она использована для прорисовки традиционного готического декора. Аналогов данный проект не имеет.

Готическая комната в Мраморном Замке, США, 19 век

Комната в роскошном замке американского миллионера Уильяма Вандербильта была создана в конце XIX века (см. ). Это единственная готическая комната во всём здании, она была предназначена для хранения и демонстрации старинных антикварных коллекций владельца дома.

Королевский парадный холл в замке Сихров, 19 в. Чехия

Чешский замок Сихров был реконструирован в XIX веке, большинство помещений отделаны в готическом стиле

Здесь всё внимание привлекает кессонный потолок с геральдическими символами

Библиотека, замок в Леднице, Чехия

Помещение библиотеки в чешском . Комната оформлена многочисленными элементами с деревянной резьбой в готическом стиле

Главный зал, общий вид с потолком, Замок де Хаар

Главный зал Замка де Хаар, большая гостиная

Роскошная парадная гостиная в Замке де Хаар (). Помещение выполнено в виде главного нефа церкви. Большой зал в центре окружают многоярусные галереи со скульптурами и резными деталями из камня.

Скромная гостиная в Башне отца Мэтью, Ирландия, 1846 г.

Эркер с витражными окнами в спальне замка Нойшванштайн

Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика

Готические замки средневековья, светские строения

Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.

Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Крупнейшие постройки:

  1. , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
  2. Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
  3. Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
  4. Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
  5. , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
  6. Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
  7. Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
  8. Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).

Владиславский зал в старом дворце Пражского града

В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).

За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.

Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле

Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org

Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru

Черный готический домИсточник i.pinimg.com

Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net

Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com

Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net

Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com

Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com

Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua

Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com

Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com

Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com

Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Глостерский собор

Собор является примером ещё одного уникального готического течения, которое получило название «перпендикулярная готика».

Общее описание. Официальное называние: Кафедральная церковь Святого Петра и Святой Единой Троицы. Длина — 130 метров, ширина — 44 метра, а высота центральной башни достигает 79 метров. Здание имеет крестообразный план со скругленным восточным концом и тремя радиально расходящимися капеллами, средняя из которых посвящена Богоматери.

Место расположения: Великобритания, город Глостер.

Даты постройки: строительство началось в 1089 году, а закончилось в 1499 году. Здание — типичный английский долгострой.

Кто построил? Строительство началось под руководством аббата Серло, но за 400 лет архитекторы менялись много раз.

Глостерский собор, фасад, общий вид

Главный неф собора был построен в позднем романском стиле, поэтому не представляет особого интереса с точки зрения, архитектурных новшеств, готических элементов в нём очень мало.

Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готики

Особый интерес в интерьерах представляет декоративное оформление галерей. Стены и потолки полностью покрыты своеобразным орнаментом, напоминающим ветви винограда. Линии орнамента поднимаются к сводчатому потолку, где встречаются друг с другом, образуя перпендикуляры, именно поэтому стиль был назван перпендикулярным.

Неоготический витраж «Апостол Фома», 2013

Даже в наши дни интерьеры собора совершенствуются и развиваются. В 2013 году известный английский витражист Томас Денни создал серию витражных окон в современном неоготическом стиле, которые органично вписались в древнее здание. Сюжет витража посвящён апостолу Фоме, который уверовал в божественность Христа после воскрешения.

Текстиль в готическом стиле

В стиле готика много тканей и текстиля. Неуютные холодные стены несколько согревает и смягчает текстильная обивка. Полы покрыты орнаментальными коврами. Стены задрапированы или отделаны ткаными обоями, либо на них помещены тканые картины или гобелены со средневековыми сюжетами. Интересным элементом готической спальни станет балдахин над большой резной кроватью. Столы накрываются скатертью. Мягкая мебель «одета» в покрывала. Возможно использование шкур или меха. Окна задрапированы темными и плотными тканями. Шторы могут быть светлых оттенков с растительным орнаментом или витиеватыми узорами на кованых и резных деревянных карнизах. Изюминкой готического оформления окна станут плотные занавеси черного цвета в пол. Уникальности естественного освещения позволит добиться создание витража на окне.

История готического стиля

Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.

Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.

Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.

  • Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
  • Готический Оксфорд: как выглядит самое известное учебное заведение
  • Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
  • Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
  • Самые креативные скульптуры со всего мира
  • Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
  • Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!

Как появилась готика

Дата рождения готического стиля в архитектуре точно известна. Аббат Сугерия затеял перестройку обветшалой церкви при французском аббатстве Сен-Дени. По завершению реконструкции, в 1144 году, перед миром предстал храм, возведенный в неизвестном до сих пор стиле, позднее названным готическим.

Аббат раскрыл символику необычного облика церкви. По его задумке, храм — это корабль, уносящий паству к горним высям. Аналогия лежала на поверхности — своды напоминали паруса, поймавшие ветер, а высокие колонны — корабельные мачты. Неф (пространство, выделенное колоннами) в переводе с латинского так и называется «корабль».

Первая готическая церковь отвечала духу времени, была одновременно значительной, возвышенной и впечатляющей воображение. Успех послужил причиной распространения и дальнейшего развития готической архитектуры сначала во Франции, а затем и в Германии, Италии, Британии и других странах.


Интерьер собора в ЭксетереИсточник farm2.static.flickr.com

Подходом к строительству готическая архитектура принципиально отличалась от предыдущего, романского стиля. Архитекторы открыли новый способ воздействия нагрузки на постройку, при котором вес и давление каменной кладки распределялись не по всему периметру, как было раньше, а сосредотачивались в определенных точках. При этом нагрузка на другие части строения оказывалась минимальной.

Открытие позволило заменить привычный цилиндрический свод новым, нервюрным, получившим название от характерных выступающих ребер — нервюр, несущих нагрузку в готическом каркасном крестовом своде. Революционная каркасная система открыла впечатляющие возможности для строительства высочайших и одновременно мистически-воздушных храмов, некоторые из которых по высоте превосходили пирамиду Хеопса. 


Устройство каркасной системыИсточник cf.ppt-online.org

Признаки готического стиля

Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.

Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля

Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:

насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;

Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева

  • большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
  • преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;

Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра

камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;

Камин с кельтскими узорами в готической гостиной

  • каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
  • шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;

Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле

крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.

Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле

Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.

Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение

Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»

Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.

Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель

Франция: готические жилые дома и замки

Во Франции готического периода было построено множество укрепленных городов, замков, жилых домов и административных зданий, значительное число которых сохранилось до наших дней.

В этих зданиях формы обычно были очень конструктивны. Декор и в церквях, и в жилых домах был одинаков: украшались окна, контрфорсы

В отличие от церквей, однако, особое внимание уделялось лестничным клеткам, которые часто делались выступающими из фасада и формировали главный вход здания. По лестнице можно было попасть в различные помещения

В отличие от Англии, в средневековой Франции главный зал не являлся центром дома.

Декор входа. Герцогский дворец. Нанси (1502-1544 гг.)

Вход в Герцогский дворец со стороны улицы украшен в стиле пламенеющей готики, хотя здесь использованы и другие элементы, а также натуралистичные украшения в виде листвы. Верхний этаж украшен орнаментом в виде ракушек, пилястрами и панелями с портретами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector