Каким сделать освещение на кухне с натяжным потолком
Содержание:
- Особенности использования дополнительного освещения
- Популярные схемы
- Требования, предъявляемые к кухонным светильникам
- Виды люстр
- Особенности установки светильников на натяжной потолок — какие ограничения и трудности вас ждут
- Основные ошибки при выборе люстры
- Цветовые решения
- Как разместить?
- Точечные светильники
- Запотолочная подсветка
- Расположение светильников на кухне
- Схемы расположения светильников
- Варианты расположения светильников в разных помещениях
- Плафоны, рожки и их количество
- Основные виды искусственного освещения
Особенности использования дополнительного освещения
Чтобы создать идеальные условия на кухне и обеспечить комфорт при приготовлении пищи или ее приеме, надо правильно организовать дополнительный свет:
Продумать расположение всех элементов, особое внимание уделить их расстановке
Важно обеспечить равномерное освещение определенной области.
Дополнительное освещение должно совпадать по цветовой температуре с основным
Исключение составляет рабочая зона, там можно использовать вариант поярче.
Стилистика исполнения должна быть одинаковой. Цвет при этом может отличаться.
Дополнительный свет должен включаться отдельно от основного
Важно продумать удобное расположение выключателей для каждого вида.
Натяжной потолок на кухне позволяет реализовать практически любые проекты. Главное – подобрать подходящие светильники, продумать их расположение и правильно установить.
Популярные схемы
Есть различные варианты расположения источников света. Уникальной схемы, подходящей для всех помещений, не существует, так как в каждой комнате есть свои особенности. Разрабатывая план, нужно учесть, будет ли использоваться люстра, сколько точечных светильников потребуется. По возможности рекомендуется проконсультироваться с дизайнером.
Схемы с люстрой
Классическое расположение в прямоугольной комнате – по центру находится люстра, а по краям – точечные приборы. Можно установить по лампе в каждый угол. Также источники света могут располагаться по периметру помещения, в форме овала, дуги, крестообразно, асимметрично. Рекомендуется поставить больше светильников в той части комнаты, где нужен яркий свет. Это поможет сделать зонирование помещения.
Существуют схемы, в которых используется не одна, а несколько центральных люстр. Такое расположение подходит для больших гостиных и залов. В небольших комнатах, спальнях или кухнях выбирается схема с одной центральной люстрой.
Схемы расположения точечных светильников с люстрой
Схемы без люстры
В доме есть помещения, в которых невозможно установить люстру. Это коридор, ванная или небольшая кухня. Тогда точечный свет на потолке исполняет роль основной подсветки.
Споты могут быть расставлены по прямой в один ряд или несколько в зависимости от ширины пространства. Установить источники света можно дугой, по периметру, по кругу. Интересно выглядит и несимметричное расположение, которое можно создать под свои нужды.
Схемы расположения точечных светильников без люстры
Требования, предъявляемые к кухонным светильникам
Современные натяжные потолки – практичные и эстетичные конструкции, но без хорошего, а, главное, привлекательного освещения они просто тускнеют на фоне общего дизайна кухни. Выбор источников света должен происходить в соответствии с общей стилизацией пространства в помещении.
Очень важно чтобы мощность источников света, монтируемых на натяжной потолок не была больше 40 Вт. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что при нагреве плёнки потолочной конструкции свыше 55° она начнёт деформироваться
Также при обустройстве подсветки потолка на кухне важно придерживаться определённых правил.
- Встраиваемые осветительные приборы должны иметь специальный бортик, скрывающий мотыжное кольцо, предназначенное для усиления полотна натяжного потолка.
- Светильники для натяжной конструкции потолка не должны греться больше 60°. Для этого мощность галогеновых светильников должна составлять не больше 35 Вт, а стандартных ламп 40 Вт.
Для натяжных потолков применяются люстры с лампами из матового стекла. Это обусловлено тем, что прямой световой поток от обычной лампы приводит к выгоранию цвета поверхности полотна, изменяя структуру последнего.
Виды люстр
Все осветительные приборы данного типа, размещаемые на натяжных потолках, делятся на два вида:
- Горизонтальные с высотой 20-35 см и максимальным радиусом вылета до 50 см. Расположение осветительных точек на большом расстоянии (до 1 м) позволяет устанавливать потолочные люстры данного вида в любых помещениях.
- Вертикальные с высотой от 35 до 100 см и расположением точек освещения на расстоянии 35-55 см. Такие люстры можно вешать в помещениях с высокими (более 3 м) потолками.
По типу конструкции изделия делятся на:
Люстры с плафонами. Выпускаемые в различных исполнениях, такие предметы по праву пользуются популярностью среди покупателей. Выбирать вариант данного типа следует с учетом фактуры натяжного потолка. Если для матовых поверхностей предпочтительнее приборы, направляющие световые потоки вниз, то глянец подчеркнут лучи, идущие кверху, но лампочки при этом должны быть прикрыты. Если элементами люстры являются плоские плафоны, они должны быть дополнены отражателями из металла. В этом случае распределение световых потоков будет книзу, что эффективно подчеркнет даже самые высокие потолки.
Люстры без плафонов. Такие изделия также подходят для натяжных потолков благодаря множеству декоративных элементов. Отражаясь от глянцевого потолка, тени узоров падают на стены, создавая интересные рисунки.
Люстры с открытыми лампами. Еще одна разновидность изделий с отсутствующими плафонами. Лучше, если выбранная люстра будет включать лампочки, которые направлены вниз или стороны. Основные требования, предъявляемые к таким типам – расстояние между натяжным потолком и люстрой, а также мощность лампочек.
Особенности установки светильников на натяжной потолок — какие ограничения и трудности вас ждут
Человеку, далекому от технологий монтажа натяжных потолков, может показаться, что натянутое до состояния паруса полихлорвиниловое полотно превращается в непреодолимое препятствие для установки любых приборов освещения. Но виниловый натяжной потолок, как и все пленочные мембраны в натянутом состоянии, боится порезов, проколов, слишком сильного натяжения и локального перегрева.
Придется соблюдать технологию монтажа и ограничения, предъявляемые к источникам света:
- Даже самый маленький источник света обладает пусть небольшой, но массой, поэтому приклеить лампу или светодиод непосредственно на виниловую пленку не получится. Светильники фиксируют прямо на потолочное перекрытие с помощью регулируемых подвесов или закладных элементов.
- По технологии подвесы и проводку монтируют на потолочное перекрытие до момента натяжения винилового полотнища. Далее уже в натянутой пленке придется вырезать отверстия конкретных размеров для доступа к подвесу светильника и для вывода проводки. Но вначале на материал натяжного потолка нужно наклеить термокольцо, причем точно по месту, и только потом резать отверстие.
Если сделать все по технологии, то в теории на виниловую пленку можно установить любой источник света. Подойдут даже старые модели. Можно вернуть на место раритетную люстру, снятую в кухне перед ремонтом. Но внешний вид окажется безнадежно испорчен. Декоративный колпак, закрывающий крюк или крестовину крепления, будет неплотно прилегать к прогибающейся виниловой пленке, периодически приоткрывая щель и технологическое отверстие.
Главные ограничения по светильникам
Основная проблема, с которой сталкиваются при выборе подходящих по дизайну светильников, связана с низкой теплостойкостью натяжного потолка. Полихлорвиниловая пленка не выдерживает длительного нагрева более 60 °С, поэтому для ламп разных типов установлены ограничения. Например, мощность галогенки не может быть выше 35 Вт, экономки – 50 Вт. Исключение – светодиодные лампочки и ленты, для них ограничения по мощности не установлены.
Также учитываются ограничения, связанные с технологией установки натяжного потолка на несущем профиле. Если будет использоваться цепь из источников света, то они должны располагаться на удалении не менее 20 см от стены. Шаг в ряду должен быть не менее 30 см. В больших помещениях нередко используется виниловое полотно, сваренное из нескольких полос. В этом случае расстояние от кромки технологического отверстия до шва – не менее 15 см.
Если планируется использовать мощный источник света, например, классическую рожковую люстру с плафонами, заряженную «горячими» галогенками или даже «экономками», то расстояние от ламп до уровня потолка должно быть не менее 20 см. И все равно это не гарантия сохранности материала, поэтому для натяжного потолка лучше всего выбрать люстру более подходящей конструкции.
Перечисленные ограничения усложняют выбор подходящей модели, поэтому нередко возникает вопрос, бывают ли специальные светильники, разработанные для натяжных потолков. Разумеется, да. Одновременно с появлением технологии виниловых потолков были внесены изменения в устройство источников света. Конструкция светильника для натяжных потолков продумана таким образом, чтобы не повредить виниловую пленку в процессе установки и дальнейшей эксплуатации системы освещения. У многих светильников для натяжного потолка большая часть деталей, крепление, проводка и арматура спрятаны в запотолочное пространство. На корпусе имеется кольцевой буртик, полностью перекрывающий термокольцо, поэтому щелей из-за колебаний пленки не бывает.
Нередко выбор подходящей модели оказывается неудачным. Приходится искать способ, как снять светильник с подвеса на натяжном потолке, чтобы убрать его или заменить новым.
Подвесные и накладные приборы освещения крепятся на переходную монтажную планку. Для демонтажа достаточно снять декоративный колпак, открутить винты или гайки, удерживающие корпус на металлической рамке, отсоединить проводку, и можно убирать.
Для того чтобы снять точечные источники света, нужно разжать пальцами фиксирующую пружину или отвернуть фиксатор корпуса.
Проблема может быть только с моделями, врезаемыми в виниловое полотно. Обычно такие светильники изготавливаются из алюминиевого профиля, монтируемого на черновой потолок. Внутри находится светодиодная лента, а по периметру профиля выполнен щелевой замок, в который крепится кромка винилового полотнища натяжного потолка. Поэтому снять прибор освещения можно лишь после частичного демонтажа виниловой пленки.
Основные ошибки при выборе люстры
Выбирая, где вывесить люстру и на какой модели остановиться, новички часто допускают следующие ошибки:
- Расположение ниже, чем на 1,2 м от столешницы в обеденной зоне. Тогда свет лампочек будет ослеплять. Это не только доставляет дискомфорт при употреблении пищи, но и вредно для зрения. Для большего удобства в кухню-гостиную можно приобрести люстры на телескопической штанге или пружине, и точно выверить высоту.
- Плохое качество изделия. Особенно это касается приборов, размещенных над столом. Плафоны тогда опущены низко, поэтому во время трапезы легко рассмотреть даже крошечные изъяны.
- Установка массивных рожковых и многоярусных люстр в малогабаритных помещениях. Они не только захламляют и сжимают пространство, но и мешают нормальному передвижению.
- Слишком маленькая модель. Проблема здесь не в эстетике и дизайне, а в недостаточной мощности для большой кухни. Если промах допущен, то его можно частично исправить с помощью дополнительных источников света — LED-ленты, точечных светильников, бра, торшеров и т. п.
- Использование темных, непроницаемых плафонов с северной стороны и в комнатах с мрачной отделкой. Это зрительно сильно сужает пространство и ухудшает условия работы.
- Стиль люстры — четвертый, пятый и т. д. в дизайне помещения. Такой микс выглядит неаккуратно и выдает плохой вкус.
- Подвесные светильники, особенно ярких расцветок, в маленькой комнате. Они визуально снижают потолок и придают пространству захламленный вид.
- Немодные модели. Считается, что уже неактуальны изделия с обилием цветочков, завитушек, сочетанием полированного хрома, золота и цветного стекла. Новинка рынка — приборы строгих геометрических форм — в виде шара, цилиндра, лампы без плафонов, сделанные из металла, в том числе крашенного.
- Неправильное планирование места размещения мебели. Если люстру используют над обеденным столом или островом, то она должна быть по центру или проходить вдоль оси (для продолговатых и прямоугольных моделей). Если интерьер не продуман, то может оказаться, что источник света будет смещен.
- По центру кухни находится только люстра, а возле обеденной зоны нет подсветки. Необходимо использовать дополнительные источники освещения не только над рабочей поверхностью, но и над обеденным столом — например, торшеры или настенные бра.
Цветовые решения
Цвет люстры – универсальный инструмент, который задаст настроение вашему интерьеру. Прежде чем отправиться в магазин за люстрой, сфотографируйте комнату, продумайте интерьер, чтобы сделать правильный выбор.
Глянцевая поверхность натяжного покрытия – идеальное место для люстры причудливых форм и оттенков. Также постарайтесь выбрать цвет люстры, который будет второстепенным в общем образе комнаты. Если вы не можете ответить, какой цвет вам нужен, остановитесь на белой люстре, и вы не ошибетесь. Это классика. Он подойдет к любому интерьеру и добавит атмосфере умиротворения и уравновешенности.
Черная люстра – это нотка готики и гламура. Такой светильник очень уместно смотрится в сочетании с белыми элементами декора. Он очень экстравагантно смотрится на глянцевом потолочном полотне и всегда будет в центре внимания.
Фиолетовая люстра креативна в каждой линии. Отличный выбор для комнаты в современном арабском стиле. Подходит для независимых и сильных людей с творческим взглядом на жизнь.
Зеленые светильники – универсальный инструмент для создания атмосферы. В зависимости от оттенка зеленого, интерьер может быть наполнен энергией и оптимизмом, стилем и богатством.
Красный свет – яркое пятно в вашей комнате. Подходит для использования в столовой или на кухне. «Вкусный» цвет пробуждает аппетит и способствует хорошему настроению при приеме пищи.
Как разместить?
Что, где и как разместить – надо продумать заранее, иначе после установления рамы и раскроя полотна что-то изменить будет невозможно. Рациональная установка позволит обойтись минимумом световых точек для освещения каждой функциональной зоны или элемента декора.
В некоторых случаях споты размещают, соблюдая общую симметрию интерьера. В других – применяя мягкую асимметрию. Любая комбинация изменяет атмосферу и восприятие пространства помещения.
При монтаже необходимо учесть, что:
1. Пролет между стеной и световой точкой должен быть более 200 мм.
2. Расстояние от плафона до стыка потолочного навеса – не менее150 мм.
3. Расчет оптимального числа точек освещения проводится заранее, исходя из вида и предполагаемой мощности приборов.
4. При симметричном расположении, светильники должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от стены.
При планировании и расчетах надо учитывать: площадь помещения, разновидность ламп, освещенность пространства от оконных проемов, на сколько рабочих участков будет делиться комната, функции данного места.
При подсчете источников света исходят из того что один световой элемент освещает пространство около двух квадратных метров. Дальше – на усмотрение. Можно незначительно изменить общее количество приборов в зависимости от необходимой интенсивности света для каждой из зон. Уменьшать не рекомендуется.
Распространенные схемы оформления потолка:
1. Овал – название говорит само за себя, овал из спотов размещается по центру натяжного потолка.
2. Круговое размещение – световые элементы монтируются по центру в виде круга, рекомендуется для помещений простых форм без выступов и ниш.
3. Угловое размещение – подходит для подсветки определенного места, обычно совмещается с люстрой.
4. Два полукруга – позволяет осветить весь периметр комнаты, люстра так же необходима.
5. Крестообразное расположение – чаще используется в качестве основного источника.
6. Прямоугольник – зрительно увеличивает пространство.
7. Дуга – применяется для в зонирования.
8. Волна – подходит для помещений со сложной линией очертания.
9. Произвольный рисунок – исполняется в виде узора из плафонов.
Точечные светильники
Данные приборы способны осветить небольшую зону помещения, они представлены на рынке в разной форме, цвете и размерах. Натяжной потолок на кухне с точечными светильниками подойдет для всех интерьерных решений по причине его простоты и нейтральности.
Благодаря монтажу точечных ламп можно:
- регулировать концентрацию светового потока;
- обустроить различные схемы освещения;
- равномерно рассеивать свет, отражающийся от глянцевых полотен;
- зрительно увеличить помещение при условии размещения вдоль периметра;
- подчеркнуть границы между функциональными зонами.
Различают встроенные и накладные точечные светильники. Их несложно устанавливать в любом месте – на потолке, стенах, в нишах, в предметах обстановки, создавая общее равномерное или акцентное освещение. Точечные лампы превосходно сочетаются с другими типами осветительных приборов. Их устанавливают в форме линий, окружностей, дуг, овалов и других фигур.
Когда натяжной потолок изготовлен из двух свариваемых между собой полотен, точечные лампы нужно располагать на расстоянии не менее 15 сантиметров от шва.
При применении галогеновых ламп избежать внутреннего отсвета не удастся. Отражатель, расположенный в них, будет пропускать часть света внутрь полотна, при этом делая видимым все, что находится под потолочным перекрытием – крепежные изделия, закладные под светильники, электропроводку.
Запотолочная подсветка
Романтично и необычно будет ужинать при свечах под небосводом, усеянным звездами и кометами, если обустроить потолочную конструкцию «звездное небо». Такой натяжной потолок с подсветкой на кухне обычно делают с применением поливинилхлоридных полотен и реже – тканевых.
Чтобы создать такое изображение, задействуют разные способы:
- технологию фотопечати;
- применение «звездного» оптоволокна;
- использование фотопечати плюс оптоволокна плюс светодиодной подсветки;
- крепление светящихся булавок Starpins;
- нанесение люминесцентной краски;
- установка светящихся хрусталиков от Swarovski.
Нужно только выбрать один из вышеперечисленных вариантов.
Расположение светильников на кухне
Точечные светильники, размещенные на кухне по всем правилам, дают возможность выполнить рациональную регулировку освещенности, подчеркивая за счет этого основные детали интерьера. В наиболее удачных вариантах визуальное восприятие кухни может совершенно поменяться. Существуют различные варианты размещения точечных светильников на потолке.
В небольших кухонных помещениях рекомендуется использовать один центральный светильник. Кухни с большими размерами уже разделяются на зоны освещения – рабочую, обеденную и т.д. Это достигается за счет использования различных комбинаций сразу нескольких осветительных приборов. Правильный свет не должен искажать внешний вид приготовляемой пищи, а, наоборот, подчеркивать ее достоинства. Особое значение имеет расстояние между точечными светильниками в натяжном потолке.
Форма светильников может быть самой разнообразной. Как правило, они не выделяются, а подчеркивают и дополняют общий стиль помещения. Традиционное освещение состоит из стандартных узорчатых плафонов или люстры. Современные стили, например, хай-тек, пользуются более популярным и оригинальным светодиодным или точечным освещением. Данный фактор нужно обязательно учитывать при расположение светильников на потолке.
Точечные осветительные приборы имеют маленький угол рассеивания светового потока. Обычно они используются группами с подключением точечных ламп в любом количестве, по параллельным или последовательным схемам.
Светильники разделяются на два основных вида:
- Поворотные. Имеют подвижную внешнюю часть, позволяющую регулировать направление светового потока. С их помощью решается задача, как правильно расположить осветительные приборы.
- Неповоротные. Устанавливаются в классическом, строго вертикальном положении.
Второй вариант намного дешевле первого, однако такими приборами довольно сложно получить требуемое качественное освещение.
Все точечные светильники обладают неоспоримыми преимуществами:
- Их эксплуатационный ресурс продолжается до 4-х лет
- Они устойчивы к механическим вибрациям
- Потребляют мало электроэнергии
- Отличаются чистотой цвета излучаемых световых потоков
Точные расчеты количества ламп освещения и размещение светильников на натяжном потолке на кухне, могут сделать специалисты, или эту процедуру можно выполнить самостоятельно по формуле, приведенной выше.
Схемы расположения светильников
На этапе разработки потолочного освещения стоит учитывать несколько основных критериев, которые определяют схему расположения оборудования:
- количество и тип устанавливаемых приборов;
- расположение и габариты кухонной техники и мебели;
- особенности функциональных зон (столовая, рабочая);
- нормы освещённости.
При организации освещения на кухне с натяжным потолком по фото, иллюстрирующих успешно реализованные дизайнерами проекты, используется множество вариантов. Особенно когда речь идёт о небольших точечных приборах.
Схемы расположения точечных светильников на кухне
Варианты расположения светильников в разных помещениях
Научиться правильно распределять точечные светильники по всей площади натяжного потолка вполне легко — для этого нужно всего лишь попытаться представить себе конечный световой рисунок помещения. А вот научить этому — сомнительная затея. Слишком много различных подводных камней всплывают на поверхность, а неочевидные для всех обстоятельства начинают напрямую влиять на характер их расположения на натяжном потолке. Тем не менее, некоторые общие советы для различных в функциональном плане помещений вполне сохраняют свою актуальность.
В спальне
Не стремитесь побить все рекорды по мощности освещения. Спальня — это комната для сна, одно из самых умиротворенных мест в вашей квартире или дома, поэтому первоочередная задача — создать спокойную, располагающую ко сну атмосферу. Если используете вариант с центральной люстрой на натяжном потолке, то можете подчеркнуть при помощи софитов зону возле зеркала или же прикроватную тумбочку. Это практично!
Часто в спальне и вовсе можно ограничиться одними софитами на натяжных потолках. Хороший совет — используйте желтый свет. Он не такой яркий, как классический белый, и никогда не вызовет у вас раздражения.
В гостиной
Если и есть какой-то ограничивающий вашу творческую фантазию фактор при расположении точечных светильников в этой комнате, то, как показывает фото, он сводится к площади потолочной поверхности. Здесь можно использовать самые разные варианты освещения, в том числе с динамической яркостью свечения.
Большие гостиные можно успешно делить на зоны. Выбранная схема расположения точечных светильников на натяжных полотнах чаще всего будет зависеть от стиля оформления интерьера. Для минимализма, получившего сейчас особую популярность, более всего актуальна строгая геометрия и симметричность. Для классики — некоторая сглаженность углов.
Кухня
Дополнительная подсветка обеденной либо рабочей зоны на натяжном потолке с помощью точечных светильков — один из приемов, позволяющий создать в этом помещении особое настроение и уют.
В остальном софиты на кухне часто располагаются вдоль установленного гарнитура — в этом варианте есть какая-то традиционность, но очень часто обусловленная скромными размерами кухни в целом. И, как следствие, совсем небольшим пространством для маневров.
Впрочем, есть и довольно оригинальные способы расположения спотов на натяжной потолке — на фото ниже.
Ванная/Туалет
Конечный выбор зависит от ваших личных предпочтений. Являетесь адептом четкой симметрии и тяготеете к перфекционизму? Геометрическое распределение точно впишется в вашу вкусовую модель.
Предпочитаете свободу передвижений и нетривиальные, порой даже неожиданные решения? Можно сделать и так, как на фото чуть ниже.
Все же трудно пренебречь одним советом, который для такого сугубо функционального помещения как санузел, приобретает особое значение: если используемое зеркало не имеет своей подсветки, то можно со спокойной совестью использовать принцип зонирования и сделать уверенный акцент на этом предмете вашего интерьера.
Прихожая/Коридор
О некоторых нюансах расположения светильников на натяжном потолке в коридоре мы уже вели речь выше. Поясним мысль шире: некоторая узость коридорного помещения вкупе с плохим освещением вызывает дискомфорт как у вас, так и у ваших гостей, что вполне логично. Избежать этого можно при помощи небольшой хитрости: расположите споты на потолке перпендикулярно стенам коридора, образуя таким образом, классический прямоугольник, и представление о вашем тусклом и неуютном коридоре в один момент кардинально изменится.
Точно так же можно и крохотную прихожую сделать визуально чуть больше за счет теперь уже параллельного размещения спотов на натяжном потолке — аккурат вдоль стен. Пространство удлинится, и ваши гости смогут почувствовать себя хоть на чуточку, но свободнее. Да и вы тоже!
Плафоны, рожки и их количество
Редко в наших квартирах встречаются кухни большей, чем 12 – 14 квадратных метров площадью. Поэтому, здесь вполне уместно использование люстры – тарелки с матовым плафоном. Она дает достаточно света на такую площадь и в то же время не будет слепить глаза.
Если выбор пал на модель с рожками, то их количество не должно быть слишком большим. Освещенность помещения увеличится ненамного, а глазам будет заметно менее комфортно. Кроме того, в кухнях не слишком много свободного пространства и громоздкая модель с большим количеством плафонов будет отнимать слишком много места.
Светодиодные устройства обычно имеют большое количество ламп, расположенных на своеобразных лучах светильника. Они дают не слишком слепящий свет и занимают не очень много места над головой
Кроме того, диоды экономят электроэнергию, что немаловажно
Неплохим вариантом люстры для кухни станет своеобразный светильник – спот, рефлекторы которого можно направить в нужную сторону. Однако, без дополнительного освещения, он может не справиться с задачей осветить все пространство.
Основные виды искусственного освещения
Современные технологии позволяют вести нормальную жизнедеятельность в разное время суток, благодаря источникам искусственного освещения, которые позволяют регулировать уровень и направленность. Все виды систем различают по функционалу и расположению в пространстве. Рассмотрим подробнее каждый вариант.
Для промышленного производства классификация искусственного освещения делится на рабочее, аварийное (для безопасности и эвакуационное), а также охранное и дежурное.
Рабочее − обеспечивает необходимый уровень искусственного освещения для выполнения трудовых обязанностей на производстве или дома в мастерской, на кухне, библиотеке, за письменным столом;
Рабочее освещение.
Аварийное – для производственных, офисных и медицинских учреждений предусматривается аварийное включение, которое автоматически срабатывает при перерывах электроснабжения. Такой вид работает от специального генератора, который включается при необходимости.
Некоторые стратегически или социально важные предприятия имеют дополнительный резервный источник искусственного питания. Аварийный искусственный свет, обычно разделяют на безопасный (включается при необходимости резервного питания), или эвакуационный (используется по направлению к основному или запасному выходу);
Определения вида аварийного света
Охранное – располагают по периметру всей, охраняемой, территории, а используется обычно, только в тёмное время суток;
Дежурное − применяют для нерабочего времени, а его интенсивность не нормирована, зависит от конкретных задач (например, для лестничных клеток или коридоров);
В истории искусственное освещение, принято делить на: общее, акцентное, локальное и декоративное.
Общее – обычно, понимается как наличие потолочных светильников или люстры;
Общее освещение.
Акцентное − используют, чтобы выделить конкретный участок помещения, например, мягкий уголок для гостиной или пространство рядом с вешалкой прихожей; в торговых залах акцентный искусственный свет помогает увеличить продажи товара;
Локальным − называют местный свет, используют для улучшения видимости на рабочем месте, например кухни или компьютерного стола;
Декоративное − применяют как украшение пространства дома, витрин магазинов, на период праздника или если дизайнерская идея предусматривает такой декораторский приём с использованием ламп разного цвета и формы.