История возникновения алмазной вышивки
Содержание:
- Мозaикa — отличный мaтериaл для отделки помещений
- Исторические сведения
- Образцы византийской мозаики
- Цветовая палитра и применение мозаики.
- Зaтиркa мозaики. Общие рекомендaции.
- Смальтовая мозаика
- Керамическая мозаика
- Современные виды напольной отделки
- Достоинства и недостатки: стоит ли облицовывать поверхности в доме мозаичным покрытием
- В словаре Словарь иностранных слов
- Какая бывает мозаика
- Технология изготовления
- Особенности и отличия от римской мозаики
- Мозаика: что это такое, виды и происхождение
- Мозаика
- Хорошо забытое старое: история происхождения мозаики
Мозaикa — отличный мaтериaл для отделки помещений
Сегодня можно смело утверждaть, что мозaикa переживaет второе рождение. Мозaичные полыв предстaвлены: в мaгaзинaх, жилых помещениях, SPA сaлонaх, бaссейнaх.
Нaпольное покрытие, может быть кaк простым по дизaйну тaк и предстaвлять собой произведение искусствa. Все это стaло возможным блaгодaря небольшому рaзмеру мозaики. Рaзмер мозaики от 10х10 мм. Тaкже мозaикa предстaвленa большим количеством цветов. Отлично смотрятся тaкже фрaгменты мозaики в виде «ковров». Мозaичный «ковер» из мозaики может служить укрaшением полa в гостиной комнaте жилого помещения.
Сегодня возможно создaвaть мозaичные рисунки в зaводских условиях и предостaвлять зaкaзчику готовые модули. Кaк прaвило это модули 316мм нa 316мм (для мозaики 1х1 см).Эти модули предстaвляют собой фрaгменты кaртины, нaклеенного нa листы плотной бумaги, при этом нужно помнить что модуль мозaики уклaдывaется сверху. Теперь необходимо подождaть покa клей зaстынет, зaтереть швы.
Кроме зaводских модулей можно приобрети нaбор плиток рaзного цветa и сaмостоятельно сделaть из них рисунок кaк это делaли рaньше. Техникa мозaики позволяет с легкостью облицовывaть криволинейные поверхности, делaть плaвные переходы от горизонтaли к вертикaли, при устройстве нaпример бaссейнов. Фaнтaзии дизaйнерa могут быть выполнены при помощистеклянной мозaики. Яркие смеси придaдут интерьерaм великолепие, создaдут прaздничное нaстроение.
Исторические сведения
Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:
- разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
- с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).
Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:
- «Золотой век» — VI-VII вв.;
- после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв.
Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик.
Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе:
- цвета;
- оттенки;
- полутона.
На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.
Образцы византийской мозаики
Византийская мозаика ценится высоко сегодня не меньше, чем в древности: мозаичные композиции применяются не только в культовых сооружениях, но и в дизайне интерьера домов и квартир. Но истинные шедевры данного искусства, выполненные в византийском стиле, были изготовлены до XIV в.
Некоторые из них:
- В Соборе (Базилике) в городе Чефалу на потолке алтаря выполнена грудная фигура «Христос Вседержитель (Пантократор)». Правая рука благословляет молящихся, а в левой находится раскрытое Евангелие. Гармоничное цветовое решение композиции подчеркивается матовым золотым фоном за спиной Господа.
- В Стамбуле (бывший Константинополь) находится панно с изображением Божией Матери с Младенцем. Оно расположено при входе в Собор Святой Софии, Премудрости Божией. Дева Мария восседает на троне. На ее коленях находится Младенец Христос. Пол интерьера выполнен изумрудной смальтой, фон — золотой. По бокам от Божией Матери стоят в полный рост двое святых с макетами храмов в руках.
- В Соборе Софии, Премудрости Божией (г. Киев), находится образец классической византийской школы — панно «Причащение Апостолов».
В современном воспроизведении мозаики в византийском стиле элементы производятся промышленным способом. Технология позволяет изготавливать целые мозаичные композиции и их фрагменты. Поэтому, с течением времени, художественная ценность оригинальных древних мозаик, выполненных кропотливым трудом мастеров, только возрастает.
Цветовая палитра и применение мозаики.
К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.
Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).
Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.
В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.
Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.
Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других
Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.
Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.
Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.
Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы
Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов
Зaтиркa мозaики. Общие рекомендaции.
Если вы хотите, чтобы мозaичное пaнно выглядело шикaрно, необходимо прaвильно провести зaтирку швов. Процесс зaтирки нaчинaют не рaнее чем через сутки после уклaдки мозaики. Перед зaтиркой мозaичного пaнно обязaтельно нужно удaлить с поверхности остaтки клея. Дaлее следует непосредственно зaполнение швов цветной или белой зaтиркой. Для зaполнения используется либо смесь с добaвлением лaтексной добaвки, либо — белый клей.
Состaв для зaтирки мозaики используется соглaсно инструкции и рекомендaции фирмы-изготовителя. Зaтиркa мозaики производится с помощью резинового шпaтеля и нaносится по вертикaли-горизонтaли рaстирaющими движениями. Площaдь зaтирки зa один рaз не должнa превышaть двa квaдрaтных метрa. Зaтем резиновым шпaтелем диaгонaльными движениями лишняя зaтиркa удaляется. Швы высыхaют примерно зa 15-20 минут. При высыхaнии они стaновятся немного мaтовыми.
После подсыхaния излишки рaстворa удaляются смоченной в воде губкой. Движения при зaтирке должны быть диaгонaльными без сильного нaжимa. Обрaботкa зaтирки мозaики производится плоской губкой. Это вaжно, потому что когдa губкa плоскaя, зaтиркa не вымывaется из швов.
До высыхaния зaтирки полотно очищaют от ненужных остaтков смеси или клея. Если не провести эту оперaцию вовремя, в течение чaсa после нaнесения, очистить поверхность стaнет достaточно сложно. После зaтвердения зaтирки мозaичное полотно сновa промывaют и протирaют увлaжненной губкой.
Процедурa очистки мозaики губкой производится несколько рaз. После кaждого рaзa зaтирке нужно дaвaть некоторое время нa высыхaние. В случaе необходимости нужно воспользовaться кислотным очистителем, только чтобы его смыть, потребуется большее количество воды.
В ряде случaев для зaтирки мозaики используют цементосодержaщие смеси, тогдa для очистки можно воспользовaться грубой ткaнью. В случaе применения эпоксидной зaтирки, для очистки используют рaствор спиртa (10%) или aцетон (при зaтвердевaнии состaвa).
В процессе зaтирки мозaики плитки могут съезжaть и двигaться — попрaвляют их глaдкой чaстью шпaтеля. Только нужно иметь в виду, что время, когдa можно скорректировaть неровности, огрaничено. Испрaвить погрешности можно в ближaйшие полчaсa, потом клей зaтвердевaет и схвaтывaется с мозaикой.
Если уклaдкa мозaики происходит при высокой темперaтуре, то это время еще короче. Соответственно, при прохлaдной темперaтуре, время схвaтывaния клея увеличивaется. Все это — основные прaвилa, которые следует соблюдaть, чтобы зaтиркa мозaики былa кaчественной и прочной.
Смальтовая мозаика
Смальта — это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.
Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).
Керамическая мозаика
Каремическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики — пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика — монопрессокоттура.
Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Каменная мозаика. В ее производстве используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно «состарить» — тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы — от круглой до неправильной. Максимальный размер — 50 X 50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).
При планировании покупки мозаики из натурального или агломерированного мрамора следует учесть, что это сравнительно мягкие материалы, при уходе за которыми нельзя использовать абразивные чистящие средства и жесткие щетки, способные оставлять на полированной поверхности царапины. Нужно избегать попадания на их поверхности кислотосодержащих жидкостей — фруктовых соков, вина, уксуса и т. д. Большинство изделий из этих материалов рекомендуется после укладки в местах с интенсивной эксплуатацией натирать специальным воском. Исключение составляют агломераты на основе кварца. Нетрадиционные материалы. Один из них — керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron — смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом — легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.
Современные виды напольной отделки
Мозаичная продукция по праву считается синтезом древних и инновационных технологий. Разнообразие техник, многогранность цветового исполнения, великолепные эксплуатационные показатели делают такой материал лидером рынка облицовки. В зависимости от используемого сырья мозаика на пол может быть следующих типов:
- Плиточная продукция: один из наиболее популярных видов, представляющий собой небольшие керамические или стеклянные квадратики, которые посажены на эластичную полимерную сетку. Плиточная напольная мозаика отлично подходит для облицовки неровных поверхностей: выступов, подиумов, углов.
- Каменная облицовка: материал из натурального камня или смальты, когда каждому элементу присуща уникальная, собственная форма, что особенно актуально при укладке тропинок, формировании площадки во внутреннем дворе.
- Мраморная и гранитная мозаика на пол: довольно дорогая разновидность стройматериалов, которая выделяется шикарным внешним видом. Мраморные мозаичные ковры востребованы в частных резиденциях с солидным дизайном и при обустройстве коммерческих заведений.
Среди всех существующих вариаций современной мозаики для укладки на пол самым востребованным материалом являются изделия из стекла, керамики, камня, смальты, металла, золотой фольги. Хотя стеклянная разновидность чаще применяется в качестве настенной мозаики, но и для использования на полу ее также можно купить. Она изготавливается из прочного, закаленного в процессе производства стекла, поэтому обладает абсолютной надежностью применения при грамотном выборе. Каменные квадратики правильной и нестандартной формы привносят природный шарм и обеспечивают покрытию пола удивительную долговечность.
К приоритетным видам напольной мозаики относится керамика. Керамические плиточки наделены высочайшими качественными характеристиками и отличаются длительным сроком службы. Не уступает, а по некоторым показателям и превосходит стеклянную и керамическую продукцию мозаика из смальты, которая также пригодна для укладки на пол. Особенной популярностью пользуется смальтовая напольная мозаика при обустройстве лестничных площадок, холлов, коридоров и других помещений с повышенными нагрузками. Металлическую и золотую мозаику редко используют для формирования основного напольного покрытия. Чаще всего делают стильные комбинации, сочетая оригинальный металл всевозможных оттенков с имитацией других фактур.
Преимущества мозаичной напольной облицовки
Несмотря на то, что мозаика для пола имеет множество видов, которые различаются качественным исполнением, но достоинства этого облицовочного материала схожи при сравнении всех разновидностей:
- Возможность формировать на полу великолепные полотна и «ковры» благодаря широчайшей цветовой палитре;
- Высокая степень устойчивости к внешним раздражителям: температурным колебаниям, нагрузкам, действию агрессивных веществ и пр.;
- Способность создавать прочное, надежное покрытие на неровных поверхностях за счет гибкой основы-сетки;
- Обеспечение длительного периода беспроблемной эксплуатации.
Современная напольная мозаичная плитка производства именитых фабрик Италии, Испании, Португалии, Турции отлично зарекомендовала себя на мировом и отечественном рынке керамики. Элитные коллекции наделены высочайшим качеством и удивляют многообразием дизайнерских задумок. Но не стоит пренебрегать более бюджетным вариантом мозаики для пола производства Китая или России. Такая продукция имеет оптимальное соотношение цены, надежности и эстетичности при грамотном выборе и профессиональном монтаже. Меньше
Достоинства и недостатки: стоит ли облицовывать поверхности в доме мозаичным покрытием
Мы указали, что есть несколько разновидностей мозаичного материала. У каждого из них есть свои особенности. К примеру, плитка из мозаичного стекла обладает гибкостью, широким выбором расцветок. Она удобна в эксплуатации, лёгкая на вес, экологически чистая, так как состоит из натуральных компонентов. Стекло выдерживает высокие температуры, влажность, огонь и мороз, абразивы.
В прочности и износоустойчивости любой мозаики даже не стоит сомневаться
А вот минусы стеклянной мозаики в том, что она дорогая, к тому же, из-за нюансов монтажа, лучше воспользоваться услугами специалиста. Нужно помнить о том, что стекло всё равно остаётся хрупким материалом, чего не скажешь о керамике, металле или камне.
В словаре Словарь иностранных слов
и, ж.
1. Рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.||Ср. ОРНАМЕНТ» title=’ОРНАМЕНТ, ОРНАМЕНТ это, что такое ОРНАМЕНТ, ОРНАМЕНТ толкование’>ОРНАМЕНТ.
2. Вид искусства: составление мозаичных картин, орнаментов. Мозаичист (спец.) — художник, специа-лист по мозаике.
3. перен. Пестрая смесь разнородных предметов или явлений. М. полевых цветов. М. мнений. Мо-заичный — 1) в виде мозаики (мозаичное панно); 2) пестрый, составленный из разнородных предметов или явлений (мозаичная картина различных оценок).||Ср. АМАЛЬГАМА» title=’АМАЛЬГАМА, АМАЛЬГАМА это, что такое АМАЛЬГАМА, АМАЛЬГАМА толкование’>АМАЛЬГАМА, ГАММА» title=’ГАММА, ГАММА это, что такое ГАММА, ГАММА толкование’>ГАММА I, ПАЛИТРА» title=’ПАЛИТРА, ПАЛИТРА это, что такое ПАЛИТРА, ПАЛИТРА толкование’>ПАЛИТРА, СПЕКТР» title=’СПЕКТР, СПЕКТР это, что такое СПЕКТР, СПЕКТР толкование’>СПЕКТР.
4. бот. Вирусная болезнь растений.
Поделиться значением слова:
Какая бывает мозаика
На смену монументальной старинной укладке мозаики пришли современные технологии. Кроме того, всегда можно отойти от типового предложения производителей и придумать свой уникальный декор.
Стеклянная и смальтовая
Сегодня большой популярностью пользуется венецианское стекло. В процессе его изготовления включают разнообразные добавки, благодаря которым камушки принимают роскошные оттенки. Большое разнообразие областей применения стеклянной мозаики стало возможным благодаря достоинствам материала:
- высокая жаростойкость;
- ударопрочность;
- водостойкость;
- морозоустойчивость.
Чем меньше кусочки стекла, тем чётче будет детализация рисунка или узора.
Стеклянную мозаику с добавлением солей калия называют смальтовой. Она имеет такую же богатую оттеночную палитру с одной лишь разницей: поверхность её непрозрачна, но с особым свечением изнутри. Во время производства стекло растирают до порошкообразной массы и запекают вторично 24 часа при температуре около 800ºС с использованием специальных красителей.
Каждый элемент уникален, имеет свой оттенок и структуру, матовую или глянцевую поверхность. Дизайнер из мелких пластинок складывает живописные аккорды, которые создают затем уникальный узор в картине или орнаменте.
Керамическая и металлическая
Керамическая мозаика внешне напоминает плитку, только меньшего размера. Производители выпускают большое разнообразие оттенков, можно подобрать элементы с глазурованной поверхностью или с необычными спецэффектами, например, растрескивания, вкрапления другого тона, с имитацией неоднородной структуры.
Керамика прочнее, чем стекло. Кроме того, она устойчива к износу и отличается интересным внешним видом. Поверхность имеет рельефную структуру, благодаря которой создаётся необычная игра оттенков. Такая мозаика прекрасно сочетается с плиткой или керамогранитом.
Металлическая – это современная интерпретация мозаики. Элементы в виде штампованных колпачков из нержавейки высотой 4 мм закрепляются на резиновом основании, которое придаёт плитке определённую жёсткость. Овальная, многоугольная, квадратная и прямоугольная форма элементов позволяет выложить из них сложный узор.
Из натурального и искусственного камня
Мозаика из натурального камня передаёт природный оттенок материала и его неповторимую структуру. В производстве используют разные породы: оникс, мрамор, аметист, травертин, малахит и сланец. Это всегда эксклюзивная работа, поскольку каждый элемент уникален по-своему.
Поверхность натурального камня можно отшлифовать. Кроме того, производители предлагают интересную обработку с помощью состаривания. Такая технология сделает оттенок приглушённым, а края элементов более гладкими.
Натуральный камень – это идеальное решение для фасадов и ландшафтного дизайна. Его широко применяют для отделки ресторанов, магазинов или офисов. Природная энергетика материала позволяет использовать его и для квартир или частных домов. Художники создают уникальные панно из натурального камня с необычным изображением или натюрмортом.
Мозаика из искусственного камня имитирует природную структуру натурального материала. Она имеет массу достоинств:
- отличную прочность;
- долговечность;
- устойчивость к температурным перепадам и повышенной влажности;
- не подвержена воздействию ультрафиолета.
Мозаика имеет ритмичный узор, похожий одновременно и на каменную шкатулку, и на цветной витраж, и на сложный рисунок, который словно соткан из множества плетёных деталей. В процессе производства добавляют чипсы натурального камня, поэтому каждый элемент приобретает уникальную фактуру. Поверхность, выложенная из такого материала, словно светится изнутри, создавая неповторимые переливы.
Зеркальная, золотая и платиновая
Отдельного внимания заслуживает зеркальная мозаика. Она очень близка стеклянной, но используется только для декоративного оформления поверхностей.
Самая дорогая мозаика изготовлена из золота и платины. Некоторые коллекции полностью выполнены вручную. Мастера прокладывают между двумя стёклышками золотую фольгу 585 пробы. Штучные элементы – это настоящее произведение искусства. Из них делают только декоративные вставки в общую композицию при отделке стен или полов, особенно роскошно они смотрятся на дне бассейна.
Технология изготовления
Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.
При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты. Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно.
Распространенные формы штучных элементов:
- кубическая (использовалась чаще всего);
- прямоугольная;
- треугольная;
- фрагмент зигзага;
- многогранная и др.
Основные этапы технологии изготовления мозаик:
Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность
Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта
Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.
Особенности и отличия от римской мозаики
Таблица. Отличительные черты и особенности мозаичного искусства
№ | Частные и общие черты | Римская | Византийская |
1 | Задачи и области применения | Мозаика в основном использовалась для декора стен и полов помещений в публичных зданиях (например, в банях) и частных особняках.
Используется в качестве объектов изображения мифологических персонажей и образов |
Основные объекты оформления — христианские соборы, храмы, усыпальницы монархов и святых.
Тематика — библейские и евангельские сюжеты |
2 | Основные материалы | Кусочки смальты и (или) мелкого натурального камня (мрамора и др.) | Разноформовые кусочки смальты с различным наполнением |
3 | Особенности рисунка панно | Светлый фон. Его хаотично выкладывали из однородных камней.
Отдельные элементы (арабеска, узор, фигуры) выполняются из материала с более мелкой фракцией |
Применение золотого и серебряного заднего плана. За счет разновысокой установки элементов при взгляде на панно создается ощущение игры света и искристого мерцания фона.
Стиль выкладки отдельных элементов — метод прямого набора. Каждый элемент подбирается персонально к своему месту по форме, цвету и размеру |
Мозаика: что это такое, виды и происхождение
Если говорить простыми словами, мозаика – это композиция, состоящая из мелких элементов. Существует несколько версий её происхождения. По первой, если переводить дословно, это означает «посвящённая музам», по второй – разновидность кладки из маленьких камушков. Это одновременно и искусство, и художественное исполнение, и предмет отделки.
Мозаика – это идеальный вариант для отделки эксклюзивных ванных комнат
Краткое понятие таит в себе огромную палитру оттенков, фактур и материалов, которые используют в производстве мозаики. Для любителей лаконичности можно составить современный декор или повторить орнаменты древних мастеров. Это не только красивое исполнение, но и практичный вид отделки, который выбирают для эксклюзивных интерьеров.
Панно из мозаики станет настоящим украшением интерьера
Мозаика
Мозаика
— один из древнейших видов изобразительного искусства. Прочность материалов,
используемых для ее изготовления, устойчивость к разрушению и старению,
позволила дойти до нас образцам, датируемым IVтысячелетием до н.э.
Мозаика
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное
музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по
материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных
видов монументально-декоративного искусства.
Мозаика
употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного
искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом мозаики является
инкрустация. Мозаика набирается из кусочков, которые имеют простую
геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое
извести, цемента, мастики или воска.
Существуют
два приЕма набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливают в
закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и
«обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на
рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны
заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок
монтируется на стену или потолок).
Древнейшие
сохранившиеся мозаики — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы
в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.).
Античная
мозаика, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных
узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным
или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым
способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для
античной мозаики ровный блеск поверхности).
В
византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не
шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета;
византийские мозаики (например, М. Софии храма в Константинополе), с их
мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с
массивом стены, обогащая пространство интерьера.
Высокого
расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские
традиции: в Италии, Грузии (Мозаика Гелатского монастыря, 12 в.), Древней Руси
(Мозаика 11-12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в
Киеве).
В
России технику смальтовой мозаики возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под
руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В
1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского
собора.
Мастера
«модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди,
австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко
обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из
крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских
локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х.
Эрни).
Подъем
советской мозаики, наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим
интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего
поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П.
Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы
мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко,
Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В.
Б. Эльконин.
Смальта
изготовляется на заводах и выходит из плавильных печей в виде кубиков. Задача
мозаичиста — правильно наколоть ее в нужный размер и придать форму, — сделать
модуль. Это делают специальным молоточком. Большое значение придается
поверхности и грунту, на который кладется мозаика. Сами камни в течение многих
веков способны сохранить изображение без изменения, но слабым местом мозаики
всегда был грунт. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой
живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления Церквей и
дворцрв, в недавнем прошлом — в украшении общественных зданий и метро, а в
настоящее время для украшения храмов нашей Родины.
Хорошо забытое старое: история происхождения мозаики
Мозаика долговечна, со временем краски не выцветают и не изменяются под воздействием солнечных лучей. История гласит, что самые древние орнаменты были обнаружены археологами в храмах Двуречья и датированы третьим тысячелетием до нашей эры.
В античные времена её использовали повсеместно, поскольку техника исполнения была достаточно дешёвой по сравнению с обработкой древесины или монолитных камней. В тот период мозаику часто использовали для отделки не только стен и пола, но и фасадов. Даже садовые дорожки выкладывали вычурным орнаментом.
Античная мозаика
Материалом для первых работ служила необработанная галька. Мастера выкладывали из неё не слишком выразительные контуры животных, мифологических героев и людей. Со временем была освоена техника шлифовки. Округлые камушки вытеснили элементы кубической формы – тессеры. Благодаря этому, рисунок стал чётче, а швы – меньше, мозаика приобрела привычный для нас вид.
Благодаря шлифовке камней, рисунок приобрёл привычные для нас очертания